Фестивали цветов: Сады и люди 2018 | Сад. Огород. Здоровье

Фестивали цветов: Сады и люди 2018

16–26 августа на территории ВДНХ состоялся V Московский международный фестиваль ландшафтного искусства, садоводства и питомниководства «Сады и Люди». Участниками выставки садов стали победители конкурса проектов, организованного фестивалем «Сады и Люди» совместно с Московским ландшафтным клубом.

Тема конкурса садов 2018 года – «Игра в саду». Жюри под руководством знаменитого английского садового дизайнера Энди Стеджена присудило награды в четырех номинациях: Большие сады, Малые сады, Арт-объекты и Сады начинающих, а также главный приз – Гран-при.

На фестивале ежедневно проводились многочисленные бесплатные экскурсии с профессиональными дизайнерами. Прошла и выставка многолетников и кустарников «Цветочная палитра», и, ставшая уже традиционной, ландшафтная фотовыставка работ российских дизайнеров и архитекторов на тему «Вода в садах», организованная Светланой Чижовой.

Высокой награды удостоился сад Анастасии Остроумовой и Ольги Грибовой «SEKRET детства» – поросший деревьями холм с прорезающими его прямолинейными дорожками. В центре холма на пересечении дорожек расположено сердце горы – кристалл, символизирующий подземное царство. При наступлении сумерек он заливает своим светом окружающее пространство  (1).

Большие сады

Золотая медаль в главной конкурсной номинации «Большой сад» была присуждена саду Наталии Шушлебиной и Юлии Щелиной «Калейдоскоп». Центральное место занимает конструкция в виде распадающегося зеркального треугольника, стены которого отражают движение. Для основного растительного объема используются березы, в цветочных посадках преобладают яркие и нюансные сочетания злаков и эхинацей (2).

Серебряную медаль в этой номинации завоевал сад «Зеркала» Марины Бересневой и Марии Принтц. Он открывает двери воспоминаниям: живой цвет в черно-белых фотографиях, пряное детское лето, запахи старого дома… образы  растений отсылают нас в эпоху калины красной, бузины и яблони, без которых нельзя представить дачный антураж прошлого века. Дерево выступает основанием дома, на котором развернута ностальгическая экспозиция. Для достоверности истории каждый уголок с любовью и вниманием наполнен архитектурными фрагментами, символичными цветами и предметами, которые помнит не одно поколение (3).

Сад Екатерины Богановой «Игра света», получивший бронзовую медаль, создан как иммерсивный спектакль, в котором главную роль играет свет: световые проекции на белых стенах, подсветка ажурных панелей, белые и небесно-голубые цветы, белая плитка. Деревья и зонтичные формы боярышника образуют купол над садом, создавая приватность пространства. Центр композиции сада – фонтан-жемчужина, окруженный водой (4).

Бронзовой медалью фестиваля был награжден и сад Евгении Руссу «Самара! Играем дальше!». в этом году в России проводился чемпионат мира по футболу. в 2014 году было принято решение, что Самара станет одним из 11 городов России, принимающих это мероприятие. Жителям города хотелось, чтобы память об этом историческом событии осталась надолго, а все построенные объекты остались для дальнейшего использования горожанами (5).

Концепция сада Ларисы Юровой «Азарт» взята из знаменитого романа Ф. М. Достоевского «Игрок». Это маленький уголок Рулетенбурга, сошедший со страниц романа. К деревянной беседке, напоминающей по форме карточный домик, ведет извилистая дорожка. По ходу движения вглубь сада растительный дизайн меняется от спокойного до активно-возбужденного, как переход душевного состояния человека от спокойного до одержимого страстью к игре. Дорожка проходит мимо ярусной формы ели обыкновенной, навевающей образ карточной дамы или шахматной королевы. Венчают композицию два боярышника зонтичной формы. Внутри беседки установлена резная мебель, которая делает беседку  уединенным местом для предания азартной игре (6).

Малые сады

Золотую медаль жюри присудило саду «Шах и мат» Марины Маликовой и Альбины Морозовой. Авторы транслировали идею пагубного вмешательства человека в природу. Любое уклонение от ее законов неизбежно приводит к распаду. Природа величественна, честна, многогранна и не терпит перфекционизма жестких форм и абсолютной симметрии. Ее любимая игра – демонстрация собственного бескомпромиссного превосходства над любыми рамками (7).

Серебряную медаль завоевал сад Натальи Кравчук «Хоровод», символизирующий самый древний славянский танец, в котором отражается вся широта и удаль русской души. Хоровод всегда был событием, и его ждали с нетерпением, особенно девушки и женщины. В концепции сада объединены традиционный народный символизм, колористика, структура и динамика (8).

Сад «Зазеркалье» Марьяны Кузнецовой и Ксении Улановской, получивший бронзовую медаль, создан по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Чтобы ощутить себя более целостно в большом мегаполисе, достаточно  несколько раз в день «останавливаться». Замереть, почувствовать вкус этого мгновения, оглянуться вокруг, заметить детали, помечтать. Авторы проекта предлагают поймать эту «минутку» в их сказочном саду, который, возможно, ненадолго вернет вас в детство (9).

Другие номинации

В номинация «Арт-объект» жюри фестиваля присудило золотую медаль саду Алексея Шиманова «Тени Цусимы». Наши детские игры иногда перерастают во взрослые увлечения. Маленький мальчик, играя на ковре с моделькой броненосца и зачитываясь романом Новикова-Прибоя, не подозревал, что именно это впоследствии побудит его заняться изучением причин поражения русского флота в Цусимском сражении. И побудит придумать этот сад – как напоминание о  незаслуженно забытых героях. Многие историки считают, что именно поражение в Цусимском сражении – последнем в Русско-японской войне – послужило тем импульсом, который направил Российскую империю на гибельный путь (10).

Множество интересных садов было представлено в этом году в номинации «Сады начинающих». Лучшим был признан сад «Игра со смыслом» Ирины Кравченко, Светланы Рассадкиной и Елены Удаловой, которые представляли на фестивале Высшую школу ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна и филиал школы «Согецу» в МАРХИ. В саду объединены три ключевые стихии.

Статика в движении – гипнотизирующая и умиротворяющая. Огонь, вода и легкий шелест листьев на ветру. Природная естественность этих трех стихий окружает входящего сладостным покоем, к каждой из них ведет своя осмысленная тропа, запутанная или же прямая дорога. Такое место идеально подходит как для уединенной работы, так и для поиска смысла жизни в медитациях. Оно создано для тишины, разговора или же молчания с самим собой (11).

Иллюстрации к материалу: Михаил Щеглов

Михаил Щеглов входит в ТОП-80 «Лучшие фотографы России». В общем зачете:
— ТОП 40 «Пейзажные фотографы (день)»;
— ТОП 35 «Пейзажные фотографы (ночь)» (11 место).

Добавить комментарий

Новинки Новости